Портфельный анализ

Процедура оценки качества работы организации и определения перспективных направлений инвестирования, анализа конкурентоспособности организации и потенциала рынков сбыта.

Портфельный анализ

Портфельный анализ при оценке направлений развития предприятия является одним из самых действенных инструментов. Он просто незаменим во время выработки стратегии организации и определения корректных приоритетов в ее инвестиционной политике.

Стратегические составляющие

При проведении портфельного анализа учитывается довольно много разнообразных факторов и аспектов. Особое внимание уделяется следующим четырем стратегическим составляющим:

  • Стратегической гибкости. Под этим понятием подразумевается наличие у структуры различных планов, которые позволяют оперативно менять общий курс ее развития.
  • Синергизму — получению дополнительных прибылей при осуществлении инвестиционной политики за счет успешного сочетания нескольких отдельных факторов.
  • Конкурентоспособности предприятия.
  • Вектору роста. Именно на его основе в дальнейшем определяются направления инвестиционной деятельности и ее масштабы. Главными элементами вектора роста считаются структура товарных групп и динамичное расширение рынка сбыта.

Методика

Практически все методы осуществления портфельного анализа предполагают построение специальных двухмерных матриц, с помощью которых можно сравнивать финансовые структуры и товарные группы по определенным критериям. Чаще всего специалистами применяются:

  • Матрица Ансоффа. Благодаря ей становится возможной выработка оптимальной инвестиционной стратегии в условиях постоянно расширяющегося рынка.
  • Матрица Артура Д. Литтла. Ее основные достоинства заключаются в потрясающей гибкости и наличии возможности с ее помощью правильно оценить плюсы и минусы всех инвестиционных направлений. При ее построении учитываются данные о жизненном цикле компании и факторах, оказывающих влияние на позиции бизнеса на рынке.
  • Матрица направленной политики. Была разработана специалистами из компании «Shell». Позволяет соблюдать баланс бюджета организации. Главным недостатком считается возможность использования только крупными корпорациями и структурами.
  • Матрица МакКинси. Предоставляет возможность выбрать верные инвестиционные направления в условиях жесткой конкурентной борьбы. К сожалению, не работает в ряде случаев, о чем неоднократно заявляли эксперты.
  • Матрица Бостонской консалтинговой группы, которая учитывает только 2 показателя — соотношение бюджетов компании и ее конкурентов, а также долю структуры на рынке по отношению к годовому росту.

Плюсы и минусы

Достоинства:

  • простота обработки полученных данных;
  • определение акцентов в инвестиционной политике;
  • возможность выявления и структурирования стратегических проблем.

Недостатки:

  • использование только текущих данных;
  • высокие требования к полноте и корректности информации.