Операционный маркетинг

Мероприятия по достижению задач в рамках классического маркетинг-микса — Теории 4P.

Операционный маркетинг

К ним относятся разработка товарной и ценовой политики, организация акций по продвижению и стимулированию сбыта, размещение рекламы в СМИ.

Цели и задачи

Основной целью операционного маркетинга является успешная реализация стратегического плана и, соответственно, получение прибыли. Для этого разрабатываются детальные планы по таким направлениям, как ассортимент, цена, система сбыта и продвижение. В рамках тактики ставятся цели по достижению определенного результата на конкретном рынке, который был определен с помощью стратегического плана, описываются мероприятия, подразделения или конкретные лица, ответственные за выполнение конкретной задачи.

Классическая модель 4 «Р» позволяет компании использовать все инструменты, которые могут повлиять на спрос, повысить продажи и прибыль:

  • Товар (Products). Вся продукция, выпускаемая предприятием или представленная в ассортименте торговой компании.
  • Цена (Price). Стоимость реализации, система скидок и бонусов.
  • Место сбыта (Place). Размещение собственных магазинов, построение дилерской системы сбыта.
  • Продвижение (Promotion). Прямая реклама, промо-акции, презентации, дегустации, рассылка образцов и событийный маркетинг.

Методы и перечень тактических действий могут определяются, исходя из особенностей рынка и конкретной компании, вида продукции (B2B, B2C), деятельности конкурентов, особенностей законодательства в определенной сфере.

Этапы

Разработка и реализация операционного маркетинга осуществляются по следующим этапам:

  1. На этапе формирования стратегии проводятся маркетинговые исследования рынка и конкурентный анализ, определяется целевая аудитория и ее предпочтения. На основе этих данных будет разрабатываться тактическая программа реализации маркетинговой стратегии.
  2. Разработка комплекса 4 «Р». Определяются основные действия и мероприятия, методики достижения поставленных задач. При наличии нескольких вариантов действий выбираются те, которые связаны с меньшими издержками.
  3. Создание детального оперативного плана. Это комплексный документ, в котором прописываются конкретные моменты — ассортимент товаров, места сбыта или участники дилерской сети, рекламные и другие мероприятия.
  4. Расчет бюджета на реализацию оперативных маркетинговых задач. Определяется размер планируемой прибыли, которую можно получить путем реализации запланированных мероприятий. Сравнение издержек и прибыли дает представление о целесообразности того или иного действия плана.
  5. Реализация запланированной программы. В процессе осуществления запланированных тактических мероприятий могут вноситься корректировки для лучшей оптимизации.

Разработка оперативного маркетингового плана дает возможность всем сотрудникам предприятия слаженно работать в соответствии с выбранной стратегией, разным отделам взаимодействовать между собой. Для оценки эффективности выполнения той или иной задачи достаточно сравнить полученные показатели с запланированными. Постоянный контроль позволяет оценивать работу конкретного подразделения или сотрудника и своевременно вносить корректировки в тактический план.