Облигационный займ

Форма кредитования, при которой заемные средства привлекаются путем выпуска и распространения облигаций.

Последние, в свою очередь, представляют собой ценную бумагу, которая подтверждает право ее владельца на получение номинальной ее стоимости и процентного дохода через оговоренный ранее период времени. Распространяя облигации, эмитент привлекает средства с обязанностью вернуть их в срок, оговоренный в условиях обращения бумаги.

Выпуск облигаций — распространенный способ кредитования, который используется организациями, муниципальными, региональными образованиями, государством для привлечения инвестиций. Привлеченные средства могут быть использованы для финансирования конкретных мероприятий, проектов или направлены на рефинансирование действующих кредитов.

Такой способ позволяет привлечь деньги на приемлемых для эмитента условиях. Кроме того, эмитент может включать выплаты по процентам в расходы, не связанные с реализацией. Так он снижает налогооблагаемую базу, а соответственно налог на прибыль.

Преимущества и недостатки

Облигационный займ широко используется, так как он дает эмитенту определенные преимущества:

  • в покупке облигаций может участвовать большое количество инвесторов, таким образом компания привлекает их внимание к себе и своим проектам;
  • сумма облигационного займа может быть высокая, на порядок выше, чем кредита, который можно получить в банке;
  • долговые бумаги могут быть выпущены на 3-5 лет и больше, что позволяет привлекать деньги на длительную перспективу;
  • распределение рисков неплатежа между разными кредиторами.

Вместе с тем, такой способ заимствования имеет и некоторые недостатки. Большинство из них сводится к сложности процедуры, поэтому проблемы могут возникать у молодых компаний:

  • сложность эмиссии — необходимо заключить договор с депозитарием, организатором, торговой площадкой, подготовить объемный пакет документов;
  • эмиссия облигаций может занимать достаточно много времени, причем эмитент не может прямо ускорить процедуру, так весь процесс зависит от организатора;
  • предприятие несет дополнительные расходы, которые могут достигать 2-3% от всей эмиссии.

Чаще всего такой инструмент привлечения инвестиций использует средний и крупный бизнес, а также государство, муниципальные и региональные органы власти.

Виды облигационных займов

Облигационные займы классифицируют по разным признакам. В зависимости от эмитента, различают займы:

  • организационные — облигации выпускают юридические лица для финансирования хозяйственной деятельности;
  • государственные (муниципальные) — эмитентом выступает РФ или субъект РФ, а в качестве инвесторов привлекаются юридические или физические лица, средства используются для покрытия дефицита бюджета

В зависимости от срока обращения облигаций:

  • срочные;
  • среднесрочные;
  • долгосрочные.

Облигационные займы выгодны не только эмитентам, но и инвесторам. Приобретая облигации, они получают возможность выгодно вложить капитал и приумножить его. Вложения в облигации сопровождаются определенными рисками. Первый — это риск невозврата. На практике такое встречается редко, в случае проблем с погашением стороны обычно договариваются, проводят реструктуризацию долга. Второй риск — рыночный. Он связан с волатильностью рынка — со временем из-за изменения ситуации на рынке доходность по облигациям может снизиться.

Но в целом облигации считаются надежным инструментом для вложения, поэтому спрос на них есть всегда. Хотя спрос в первую очередь зависит от самого эмитента, его платежеспособности, гарантий возврата средств и условий размещения.