Мера стоимости

Функция денег, обеспечивающая выражение стоимости товаров в виде одинаковых величин, количественно сравнимых и качественно равных.

Мера стоимости

Денежные отношения неразрывно связаны с мерой стоимости, которая выражается в национальной валюте страны — в России это рубли.

Мера стоимости — функция денег, определяющая и помогающая выразить стоимость материальных ценностей в денежном эквиваленте. Через меру стоимости товарам присваивается конкретная цена. По сути, определить стоимость продуктов на рынке можно только одним способом — сравнив цену с общепризнанным эквивалентом, в роли которого выступают деньги.

Проводить экономические расчеты выгодно с использованием стабильной, то есть фиксированной меры стоимости. Исторически в разные эпохи роль денег выполняли драгоценные металлы, меха, продовольственные товары, котируемые на рынке. И даже в современном мире национальная валюта не всегда являлась мерой стоимости. Так, в середине прошлого века в Китае для расчетов применялась американская валюта, хотя внутренние деньги по-прежнему использовались для торговли в стране.

Схожая ситуация наблюдалась в России в период кризиса 2014 года — тогда некоторые предприниматели устанавливали меру стоимости товаров в магазинах в долларах. Однако инициатива была быстро пресечена на законодательном уровне — мерой стоимости в России является только рубль.

Функции

Мера стоимости позволяет точно измерять стоимость различных товаров и услуг на рынке, определить, как товар соотносится с общим эквивалентом. Она позволяет выполнить несколько функций:

  • оценить стоимость вещей через механизм ценообразования;
  • вычислить трудовые затраты на производство товаров в денежном выражении;
  • перераспределить часть дохода в стране за счет изменения уровня цен, определяемых мерой стоимости;
  • эффективно обслуживать производство социально полезной продукции;
  • поддерживать хозяйственные отношения между экономическими субъектами внутри страны и на международном рынке.

Через меру стоимости, как функцию денег, можно выразить стоимость продукции, сведя различные вещи к единому масштабу — денежному выражению.

Формирование

Деньги выступают мерой стоимости и посредником в рыночных отношениях. Они обеспечивают эквивалентную цену на различные товары, но мера стоимости может работать полноценно только при выполнении следующих условий:

  • рынок в стране активно развит, отмечается высокая конкуренция продавцов;
  • создано единое экономическое пространство, где реализуется одна политика в сфере образования цен;
  • внутренняя валюта является устойчивой;
  • строгое определение масштаба цен в фиксированном денежном выражении.

Мера стоимости зависит и от уровня инфляции. Так, если человек, имея 100 рублей, в 2005 году мог приобрести 8 л. бензина, то в 2018 — уже чуть меньше 2,5 л. Хотя номинально ничего не изменилось — он по-прежнему имеет 100 рублей. Мера стоимости позволяет оценить и сравнить ценовой показатель не только разных товаров, но и одной продукции в разные периоды для определения темпов инфляции.