Экономика образования

Образование — отрасль экономики в социальной и культурных сферах, обеспечивающая передачу от наставника к ученику знаний, навыков и формирующая определенные умения.

Тенденции развития образования

Состояние образования зависит от социально-политических и экономических процессов в жизни мирового сообщества.

Развитие технологий постоянно обесценивают знания вчерашнего дня. Появляется новая информация и формируются новые процессы, которые было невозможно представить еще несколько лет назад. Устаревают и подходы к получению актуальных знаний.

Широкое распространение получает неформальное образование. Оно отчасти компенсирует недостатки и противоречия в традиционных образовательных учреждениях. Растет спрос на индивидуальное образование. Разработка индивидуальных программ преподавателями дает возможность учащимся достигать самореализации исходя из своих потребностей.

Таким образом, формируется новое направление в образовании: умение учиться. Сформировать навыки обработки значительного объема информации в открытом доступе в эпоху интернета основная задача образовательной сферы в целом. Не менее важной тенденцией является формирование концепции непрерывного образования. Специалисты склонны считать ее основополагающей.

Экономика образования как наука

В целях преодоления неблагоприятных тенденций в развитии образования в ученой среде было принято решение о формировании нового направления исследований. В итоге появилась наука «Экономика образования».

Экономика образования молодое и быстро развивающееся научное направление. Она изучает:

  • ресурсное обеспечение всех образовательных учреждений;
  • эффективность финансовых вложений в систему образования;
  • взаимосвязь уровня образованности и экономического роста.

Предметом изучения являются отношения, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления услуг и благ, создающихся в образовательной сфере.

Отношения в системе образования имеют отличительную особенность. Они ограничены в возможностях коммерциализации.

Ситуация осложняется на стадии перехода знаний в интеллектуальную собственность. Следует отметить, что в сфере образования, как нигде, очень высокий уровень присвоения интеллектуальной собственности.

Задачи экономики образования и методы их решения

Задачи, которые ставятся перед наукой экономика образования:

  • систематизировать знания об образовании;
  • установить экономические закономерности и причинно-следственные связи между экономическими явлениями и процессами в образовательной сфере;
  • исследовать особенности действий экономических законов в данной сфере;
  • обнаружить и проанализировать факторы, которые способствуют повышению эффективности работы образовательных организаций, а также обеспечивают качество образовательных услуг.

Как любая другая наука, экономика образования базируется на общенаучных методах познания:

  • научная абстракция;
  • синтез и анализ;
  • дедукция и индукция;
  • эксперименты;
  • исторический метод;
  • описание и сравнение;
  • логический метод.

Основа методологии экономики образования заложена экономической теорией. Итак, экономика образования — отрасль экономической теории, которая изучает функционирование и развитие образовательной системы, а также материальные предпосылки этих процессов и подготовку кадров.