Бизнес-проект

Документ, описывающий текущий бизнес организации и планы по его расширению.

Задачи

Бизнес-проект должен выполнять следующие важные задачи:

  • Обосновать целесообразность продажи или производства определенного продукта или услуги. Товар должен быть востребован и пользоваться достаточным спросом у покупателей.
  • Спланировать объемы сбыта на основании потребностей рынка.
  • Определить целесообразность ведения бизнеса (размер прибыли, какие планируются расходы, срок окупаемости и пр.).

Виды и функции

Бизнес-проекты делят на несколько видов в зависимости от следующих параметров:

  • Тип проекта. Подразумевает разделение бизнес-проектов по виду предпринимательской деятельности: производство, продажа, оказание услуг и т. д.
  • Масштабность проекта. Классифицируется по числу сотрудников, размеру уставного фонда, количеству филиалов.
  • Структура проекта: монопроект, мультипроект, мегапроект. Таким образом, планируется работа, либо в одной определенной области, либо комплексе областей предпринимательской деятельности.
  • Длительность проекта — на какой срок планируются бизнес задачи. Могут быть краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные проекты.
  • Вид проекта — характеризуется предметной направленностью бизнеса.

Независимо от разновидности бизнес-проекта, он выполняет одни и те же функции. С его помощью можно оценить результативность деятельности за указанный период. Он позволяет выбрать концепцию, которая максимально точно подходила бы к конкретному виду бизнеса. Проект также способствует привлечению инвестиций и развитию бизнеса.

Бизнес-проект является основной формой планирования деятельности компании и способствует привлечению внешнего финансирования, так благодаря грамотно составленному бизнес-проекту можно получить банковские ссуды или деньги инвесторов на развитие компании.

Структура бизнес-проекта

В этот документ входят все этапы развития бизнеса, план доходности и окупаемости, издержки компании и прочие данные. В начале бизнес-проекта составляется резюме, которое содержит краткое описание целей проекта, самой компании и вида ее деятельности, преимущества идеи, способы привлечения инвестиций и план по возврату денег, а также сроки окупаемости. Благодаря резюме можно сразу понять последовательность всех действий по развитию бизнеса.

Описание компании содержит данные о виде деятельности предприятия, характеристиках продукта или услуги. Из этого раздела можно узнать, на какой стадии развития находится в данный момент компания. Также тут приводится планы компании и поставленные цели с указанием сроков их достижения.

Конкурентоспособность — еще один важный пункт, который должен содержаться в описании компании. Должны быть приведены реальные данные по ближайшим конкурентам (объемы продаж, стоимость продукции и пр.). На основании этого планируются шаги по опережению конкурентов.

Подробное описание продуктов или услуг. Здесь приводятся не только характеристики предлагаемых товаров, но и качества, отличающие их от конкурентов. Необходимо рассчитать потребительскую способность рынка, чтобы не поставлять избыточное количество товаров. Для этого проводится анализ рынка, на основании которого инвесторы будут принимать решение о целесообразности вложения денег в бизнес.

Если бизнес план составлен для производственного предприятия, то в обязательном порядке должен присутствовать план выпуска товара. Сюда включаются такие этапы, как поиск поставщиков сырья и оборудования, расходы на приобретение материалов, наем и обучение персонала, расчет производственных мощностей. Также необходим план по модернизации производства и улучшению качества выпускаемой продукции.