Бизнес-анализ

Дисциплина, позволяющая выявить актуальные потребности хозяйствующего субъекта, разработать пути и способы их удовлетворения.

Бизнес-анализ

Бизнес-анализ дает возможность достоверно оценить финансовое состояние компании в целом и ее структурных подразделений и сформировать эффективную экономическую стратегию.

Смысл и назначение бизнес-анализа

Система бизнес-аналитики на предприятии призвана решать следующие задачи:

  • предоставление достоверной информации для принятия управленческих решений;
  • оценка бизнес-процессов внутри компании на предмет соответствия актуальным требованиям экономической среды;
  • создание действенной стратегии развития хозяйствующего субъекта в целом или его отдельных структурных единиц;
  • определение актуальных потребностей фирмы с точки зрения организации ее бизнес-процессов;
  • поиск способов решения текущих задач бизнеса;
  • оценка возможных рисков развития;
  • обеспечение слаженного взаимодействия между подразделениями организации.

Понятие бизнес-анализа имеет широкую трактовку. Это дисциплина, которая может использоваться в качестве инструмента управления компанией в целом или отдельными сферами ее деятельности: логистикой, производством, системой продаж и продвижения продукции.

Процедуры бизнес-анализа

Систему аналитики в рамках организации можно разделить на четыре последовательных этапа:

Составление плана

Отдел бизнес-аналитики перед началом нового отчетного периода составляет планы развития компании, где устанавливаются цели, к достижению которых она должна стремиться. Обязательно обозначаются конкретные количественные показатели, такие как объем производства или продаж, размер выручки и чистой прибыли.

Мониторинг бизнес-процессов

В ходе отчетного периода аналитики собирают необходимые данные для расчета текущих показателей, характеризующих процесс развития предприятия.

Анализ данных

По окончании периода аналитики рассчитывают итоговые количественные показатели и сопоставляют фактические значения с плановыми.

Формирование новых прогнозов

Аналитика ретроспективных данных помогает определить причины успехов или неудач, понять истинные причины тех или иных экономических событий. На основе сделанных выводов специалисты составляют новые прогнозы, устанавливают цели на будущие периоды.

Роли бизнес-аналитиков

В зависимости от особенностей возложенного функционала бизнес-аналитик может исполнять одну из трех ролей:

  • Стратег. Это аналитики, главная задача которых — выбор эффективной стратегии развития компании, помощь руководству в принятии грамотных управленческих решений. Для этого они оценивают данные о работе фирмы за истекшие периоды, изучают макроэкономическую ситуацию и конъюнктуру рынка.
  • Архитектор. Задача этого специалиста — предложить фирме конкретные меры, пути трансформации бизнес-процессов, чтобы устранить проблемы, обозначенные стратегом. Он разрабатывает модель внедрения изменений в повседневную практику. Для этого ему необходимо знание специфики той сферы, в которой работает компания, умение анализировать ретроспективные данные, учитывать интересы представителей разных подразделений предприятия.
  • Системный аналитик. Эти специалисты вступают в дело тогда, когда насущные проблемы компании названы, предложены пути и способы их устранения. Задача аналитика — определить пути получения максимальной отдачу от инвестиций в IT-сферу, которые решила сделать организация. Он формулирует перечень требований для эффективной работы внедряемых систем.